Контроль употребления алкоголя Контроль употребления алкоголяКонтроль, обретаемый благодаря уменьшению употребляемого алкоголя. Может ли человек, злоупотребляющий алкоголем (пьющий слишком много), научиться пить в меньшем количестве? В ходе недавно проведенных исследований, результаты которых,...
Тестостерон и агрессия Тестостерон и агрессияИзучив все исследования, посвященные проблеме взаимосвязи между тестостероном и агрессией, Сапольски пришел к выводу, что этот гормон не обусловливает ее возникновение, но важен для ее проявления. Полученные данные говорят о том, что...
Агрессия и преступления Агрессия и преступленияПроблема насилия в среде молодежи может быть объяснена при рассмотрении двух возможных путей: один из них приводит к конвенциональному поведению, соучастию; другой к анти социальному и преступному. Согласно предложенной модели, потребности,...
Агрессия и гнев Агрессия и гневАгрессия, принуждение и гнев: Какие виды агрессии существуют? Запрограммирована ли агрессия генетически? Как реагирует наше тело, когда мы в гневе? Делает ли мужчин агрессивными тестостерон? Насколько агрессивность это поведение,...
Слепая ярость
Слепая ярость: генерализованный гнев и агрессия. Даже при отсутствии явной провокации некоторые люди обычно реагируют на негативные ситуации гневом и агрессией; они обрушиваются на всех попавшихся им под руку. Берковиц объясняет данный феномен, опираясь на понятие генерализации. Берковиц начинает с наблюдения за тем, как гнев и агрессия могут быть спровоцированы рядом неприятных переживаний, к числу которых относятся резкие запахи, высокие температуры, боль, воздействие холодной воды, тошнота, нахождение в автомобильной пробке.

Иногда люди злятся, когда они опечалены в случае смерти близкого друга или в состоянии подавленности, например из-за потери работы. Ученый выдвигает предположение о том, что склонность к проявлению гнева и агрессивности в ответ на широкий ряд стимулов является во многом результатом научения. Как только человек приучается ассоциировать разнообразные негативные чувства с гневом и агрессией, он начинает испытывать гнев и может становиться агрессивным, когда сталкивается с этими чувствами.

Если говорить более конкретно, то Берковиц предполагает, что негативный аффект активирует представления, воспоминания и действия, ассоциируемые с гневом и агрессией. В результате когда мы переживаем негативный аффект, то оказываемся готовыми перейти к гневу и реализовать разнообразные агрессивные действия. Когнитивные теоретики утверждают, что должны быть определенные виды убеждений, прежде чем эмоция гнева сможет появиться, но Берковиц с этим не соглашается.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда человек, испытывающий зубную боль, задает вопрос "Ну почему я?" и злобно бьет по двери. Объясняя подобные случаи, Берковиц говорит, что боль вызывает воспоминания о предыдущих негативных чувствах, например о гневе и об ассоциируемых с ним действиях агрессии. В итоге люди начинают выражать свой гнев и предпринимать агрессивные действия, когда испытывают боль, даже если болят зубы. Обратите внимание на то, что в данной теории негативный аффект служит медиатором для двух разных эмоций.

Таким образом, широкий ряд негативных эмоций может со временем приводить к возникновению агрессии. Берковиц отдает должное роли когнитивных процессов, в силу чего называет свою теорию когнитивно неассоцианистическим подходом. Он утверждает, что у большинства людей есть рудиментарное представление (прототип) о первичных эмоциях и о том, какие факторы включены в эти эмоции (ощущения, мысли, воспоминания и т. д.). Таким образом, можно говорить о существовании ограничения в той степени, в какой негативные эмоции соотносятся с гневом и агрессией.

Согласно теории Берковица, научаясь дифференцировать эмоции, мы начинаем более точно определять свои прототипы. В результате становимся менее склонными к генерализации и, следовательно, к тому, чтобы реагировать на боль гневом и агрессией. Сильные стороны данной теории заключаются в способности объяснить два момента:
Контакты Адрес: Кириши, пр. Ленина, 52
тлф. 38 (044) 239-82-12