Контроль употребления алкоголя Контроль употребления алкоголяКонтроль, обретаемый благодаря уменьшению употребляемого алкоголя. Может ли человек, злоупотребляющий алкоголем (пьющий слишком много), научиться пить в меньшем количестве? В ходе недавно проведенных исследований, результаты которых,...
Тестостерон и агрессия Тестостерон и агрессияИзучив все исследования, посвященные проблеме взаимосвязи между тестостероном и агрессией, Сапольски пришел к выводу, что этот гормон не обусловливает ее возникновение, но важен для ее проявления. Полученные данные говорят о том, что...
Агрессия и преступления Агрессия и преступленияПроблема насилия в среде молодежи может быть объяснена при рассмотрении двух возможных путей: один из них приводит к конвенциональному поведению, соучастию; другой к анти социальному и преступному. Согласно предложенной модели, потребности,...
Агрессия и гнев Агрессия и гневАгрессия, принуждение и гнев: Какие виды агрессии существуют? Запрограммирована ли агрессия генетически? Как реагирует наше тело, когда мы в гневе? Делает ли мужчин агрессивными тестостерон? Насколько агрессивность это поведение,...
Традиционное определение агрессии
Традиционное определение агрессии. Традиционно психологи определяют агрессию как поведение, направленное против другого человека с намерением причинить ему вред. Заметьте, что это определение касается лишь социально неприемлемого поведения. В повседневной же речи мы употребляем слово "агрессия" более широко, понимая под ним не только это, но и некоторые формы социально допустимого поведения.

Того человека, кто много и упорно работает, чтобы добиться подписания контракта; вступающего в конкурентную борьбу с другими претендентами на должность исполнительного директора большой компании; спортсмена, стремящегося стать лучшим в команде, этих людей подчас воспринимают в обществе как агрессивных, но такой их настрой считается возможным и даже желательным. С другой стороны, водителей, сигналящих медленно едущим машинам, или людей, которые подначивают других спорить, считают агрессивно настроенными, и подобное воспринимается как недопустимое и нежелательное.

Кроме того, агрессия определяется не вредом, а его сочетанием с намерением. Существует множество ситуаций, когда вред причиняется неумышленно. Водитель может случайно на своей машине врезаться в другую, клерк ввести клиента в заблуждение, сделав это не специально, или бывает, что преподаватель ошибается, оценивая работу студента. Непредумышленность означает, что эти поступки не были актами агрессии. Напротив, водители, неистово сигналящие тем, чьи машины едут медленно, подстрекают их совершить опрометчивые действия, которые могут привести к фатальным последствиям.

Изучение агрессии. Первые лабораторные исследования. Первоначально целью лабораторных исследований было проверить идею о том, что агрессия проистекает из намерения причинить вред. Вопросом оказалась то, как экспериментально обозначить вред: достаточно ли быть очевидцем брани между людьми или же надо увидеть, как испытуемый причиняет физические страдания другому человеку? В конце концов многие исследователи пришли к такому мнению: уверенность в том, что у людей есть мотивация причинить вред, возможна, если можно увидеть, будто они на самом деле доставляют другим физические страдания.

Соответственно исследователи решили определить, имеется ли намерение причинить вред, проверяя, станет ли участник эксперимента подвергать другого человека болезненным ударам электрического тока. В ходе данных исследований было продемонстрировано, что люди готовы пойти на это. В большинстве случаев истинная задача изучения скрывалась. Испытуемым говорили, например, что они участвуют в научном исследовании, цель которого определить, становится ли процесс обучения более успешным, если за совершение ошибок человек наказывается ударом электрического тока.

В результате обнаружилось, что участники эксперимента могут подвергнуть других людей электрическим разрядам, даже если им известно, что это чрезвычайно болезненно. В некоторых исследованиях испытуемых провоцировали тем, что давали им негативную оценку (им не ставили даже "посредственно" за эссе, которое просили написать) или оскорбляли их (все это делал ассистент). Затем им предоставлялась возможность отомстить, подвергнув этого ассистента одному или нескольким (до десяти) ударам тока. Участникам говорили, что таким образом оценивается качество работы ассистента.
Контакты Адрес: Кириши, пр. Ленина, 52
тлф. 38 (044) 239-82-12